Отец и сын. Незаменимая роль отца в воспитании сына

Психологические и социологические исследования, посвящённые детству и отрочеству, а также объективные данные и наблюдения показывают, что эмоциональное отношение к отцу, а также качество контактов с ним, во многом определяют эмоциональное развитие сына. 

Успешная идентификация с отцом укрепляет личность ребёнка, обеспечивает ему внутреннее равновесие и гармонию психических процессов, что внешне выражается в самоконтроле и эмоциональном состоянии. 

И наоборот, многие другие авторы указывают на то, что плохая идентификация с отцом (восприятие себя как не очень похожего на отца) ассоциируется у ребенка с большей тревогой и психической дезадаптацией. 

Дети, воспитывающиеся в среде с недостаточной социально-эмоциональной связью, демонстрируют гораздо меньшую терпимость к фрустрации, проявляют меньшую психологическую устойчивость и испытывают большее беспокойство, находясь в социуме. В целом можно утверждать, что отсутствие отца с раннего возраста связано с большей предрасположенностью к различным психическим проблемам.


Умение наблюдать за отцом в трудных ситуациях и то, как он с ними справляется, очень важны в процессе взросления, приобретения компетенций и способности справляться с проблемами. Исследование 642 подростков (18–26 лет) показало, что участие отца в жизни сына связано с большим внутренним чувством контроля. Его присутствие, интерес к мальчику и постоянное участие в воспитании влияют на развитие у ребенка уверенности в себе и чувства собственного достоинства. При сильной эмоциональной связи с отцом самооценка детей выше, стабильнее и чаще всего более адекватна, чем у детей с неудовлетворенной потребностью в отношениях.

Влияние отца на гендерную идентичность и половую зрелость сына
Влияние отца на формирование мужской гендерной роли, сексуальной идентичности и общепринятого понимания половой зрелости является одним из наиболее важных образовательных эффектов роли отца. Процесс, который делает это возможным, — это отождествление сына с отцом. 

С самого первого года жизни мальчик начинает видеть себя мужчиной и, следовательно, кем-то, больше похожим на отца, чем на мать. Ребёнку очень важно осознавать сходство с родителем того же пола, так как это дает мальчику мотивацию и силу, чтобы следовать за ним и стать более похожим на своего отца. Это приводит к тому, что сын становится сильнее в представлении о себе как о мужчине. 

Важным фактором развития мужской гендерной идентичности является, прежде всего, наличие отца, как физического, так и психологического (эмоционального). Степень мужественности и связанного с ним поведения мальчика положительно коррелирует со степенью доступности отца и его мужского поведения (принятие решений, решимость, компетентность и т.д.) при взаимодействии внутри и вне семьи. Исследования влияния положения отца в семье (операционализированное как количество принятых решений) указали на степень отождествления мальчиков дошкольного возраста с ролью мужчин (степень признания мужчин). Согласно результатам, она определенно выше в семьях, где отец является главой семьи. 

Более того, многочисленные исследования показывают, что отец, который хочет эффективно влиять на развитие качеств своего сына, соответствующих его полу, помимо типично мужских черт, должен также проявлять нежное и заботливое отношение к ребенку. 

Тесная связь усиливает его чувство мужчины.
Отсутствие в раннем возрасте (особенно в то время, когда у мальчика начинает проявляться интерес к гендерным и сексуальным вопросам) могут иметь серьёзное влияние на его мужскую гендерную роль и общее социальное развитие. 

Мальчики в возрасте 9-12 лет, выросшие без отца, демонстрируют поведение, менее типичное для мужской гендерной роли, более зависимы от своих сверстников, менее агрессивны и реже участвуют в контактных видах спорта. 

Отсутствие или его недоступность не исключает возможности существования других людей, которые могут, в некоторой степени, удовлетворить потребность в контакте с мужчиной, от которых мальчик может унаследовать мужские модели поведения. 

Эту роль может взять на себя старший брат, дядя, дедушка, учитель или сосед. Это может быть даже телезвезда, певец, актер, спортсмен или персонаж вымышленного фильма, но в ограниченной степени. 

Все они могут выступать в роли «суррогатных отцов». Некоторые исследователи утверждают, что развитие мужской роли зависит от общей суммы контактов мальчика со взрослыми мужчинами.


Отсутствие связей и сильная идентификация с матерью, по мнению некоторых авторов, могут быть одной из причин формирования гомосексуальной идентичности у мальчиков. Гомосексуальная потребность в любви — это, прежде всего, поиск родителя. 

Гомосексуальный человек ищет удовлетворения нормальных потребностей привязанности, которые не были удовлетворены в процессе взросления. Исследования подтверждают гипотезу о нарушенных отношениях отца и сына. 

Отцы пациентов-гомосексуалистов враждебно относились к своим сыновьям, стремились их унизить, изолировать и отвергнуть. В итоге, основным отношением сыновей были страх и ненависть. 

Аналогичное исследование более 850 гомосексуалистов заявляет, что ни в одном случае нельзя было определить его как любящего. 

Чаще всего их охарактеризовали как удаленных, открыто враждебных или полностью отсутствующих. Очень часто нарушенные отношения являются ключевым элементом в развитии гомосексуальной идентичности. 

Эти связи не так просты, потому что существует множество других сопутствующих факторов — помимо комбинации взглядов обоих родителей, например отношения с братьями и сестрами, а также биологические, темпераментные, социальные (отношения со сверстниками) и культурные предрасположенности.
Сложные отношения с отцом могут способствовать ряду сексуальных расстройств. Отсутствие мужчины, а также, например, его несоответствующая родительская роль могут вызвать очень глубокие, и часто необратимые нарушения в одной из основных сфер человеческого поведения, а именно в той, которая касается связанного с ним поведения с полом. 

Нарушенные семейные отношения, отсутствие любви и признания могут привести к определенному типу нарциссизма, из-за чего мальчик, который впоследствии станет взрослым мужчиной, не сможет развивать глубокие отношения с другими людьми. Ощущение изоляции может привести к пристрастию к мастурбации, которая заменяет подлинные отношения с другим человеком.

Влияние отца на интеллектуальное развитие сына

Отцы оказывают значительное влияние на когнитивное развитие своих детей, особенно сыновей. Исследования показывают, что даже младенцы, демонстрировали более высокий уровень интеллекта, чем дети, чьи отцы меньше участвовали в жизни своего ребёнка. 

Эти результаты сохранялись даже при учете социально-экономических различий. Также дети, чьи отцы более вовлечены в процесс, имеют IQвыше среднего.
Существуют четкие доказательства того, что они могут оказывать положительное влияние на научные достижения своих детей. 

На основе сравнительных исследований детей, воспитанных в детских домах и семьях, были сделаны выводы, что степень удовлетворения социально-эмоциональной связи является фактором, влияющим на уровень достигнутых школьных оценок — дети с удовлетворенной потребностью в привязанности получают более высокие оценки в школе. Результаты исследования студентов колледжей, в которых сравнивались их школьные результаты и образ их родителей, показывали насколько сохранились в их памяти эти факторы.

Мальчики с хорошими и очень хорошими результатами в колледже описали своих отцов как более дружелюбных, менее склонных к контролю и в основном понимающих. 

Последующие исследования доказывают, что мальчики из семей, где их мужчина  присутствовал в значительной степени (более 2 часов в день), с большей вероятностью улучшат свой интеллектуальный потенциал, чем мальчики из семей, в котором мужчина полностью или относительно недоступен.

Исследования показали, что дети, испытывавшие сильную эмоциональную связь со своими родителями, демонстрируют более высокую самооценку. Это, в свою очередь, влияет на уровень актуалистических и перспективных устремлений. Другие исследователи указывают, что мужчины, больше нуждаются в личных достижениях, а также достижении большего профессионального успеха.

Отец может быть ценным примером человека, который успешно функционирует в социальной и профессиональной среде, справляется с трудными ситуациями и успешно решает проблемы. Частые контакты, который получает удовлетворение от его работы, интеллектуальной деятельности и различных интересов, могут иметь большое влияние на когнитивное развитие ребенка. У него есть возможность наблюдать и подражать его отношению к жизни. 

Ключом к стимулированию академической успеваемости и интеллектуального развития мальчика, по-видимому, являются положительные отношения отца и сына. 

Наличие умного и успешного мужчины может мало что значить, когда их отношения отрицательные (например, если он в целом настроен критически и недоволен).

С другой стороны, отсутствие отца не обязательно ведет к ухудшению интеллектуального функционирования. Высокий уровень потери родителя в детстве среди многих гениев наглядно показывает то, что ранняя потеря позволяет одаренному ребенку более свободно исследовать свое окружение и развивать более оригинальные и творческие типы поведения. 

Поэтому следует подчеркнуть, что наличие или отсутствие  — лишь один из многих факторов, которые могут формировать интеллектуальные способности сына. Другие, не менее важные факторы включают, прежде всего, влияние матери и группы сверстников, а также элементы окружающей среды, экономический статус семьи и т.д.

Влияние отца на формирование нравственных установок сына

Правильная идентификация мальчика с отцом влечет за собой усвоение системы ценностей и моральных норм, что способствует формированию его совести. Отсутствие этой интернализации очень часто приводит к серьезным столкновениям с социальными нормами и преступным поведением. 

Мальчики, выросшие без отца, зачастую получают более низкие оценки по различным моральным шкалам: внутреннее моральное суждение, чувство вины после проступков, моральные ценности, соответствие правилам. Сильная идентификация повлекла за собой правильное развитие внутреннего морального суждения (совести), моральных ценностей и послушания принципам.

Однако какой должна быть образовательная стратегия отца, чтобы правильно формировать нравственные установки сына? 

Применение мужской силы, суровые наказания и требование абсолютного повиновения могут привести только к поверхностному усвоению моральных норм, что проявляется в отсутствии чувства вины в случае их нарушения. Оказывается, что чувство вины наиболее адекватно развивается у мальчиков из семей, где мужчина доминировал в воспитании дисциплины, но делал это адекватно, понимающе и эмоционально. 

Таким образом, кажется наиболее подходящим, когда отец пытается быть «фигурой мягкой дисциплины». Для такого отношения характерно сочетание силы и твердости с кротостью и терпением.

Присутствие и активное участие отца в воспитании, а также опыт взаимодействия сына с родителем играют важную роль в приобретении способности справляться с сильными эмоциями, воздерживаться от немедленного удовлетворения потребностей и подавлять агрессию. Согласно исследованиям, мальчики, воспитанные без мужчины, оценивались учителями как более агрессивные, что может указывать на трудности с самоконтролем.


Как правило, мужчина представляет социальный порядок, и его соблюдение расписаний, правил и принципов дает ребенку важный урок социального функционирования.

Оцените статью
Психологи Москвы - Психологическая помощь и поддержка